Экспертное мнение

Аутсорсинг или ошибка старого президента…

 В этом мире неизбежны только смерть и налоги…

Бенжамин Франклин

Современный российский бизнес становится все более чувствительным к мировым тенденциям организации коммерческой деятельности. Не явилось исключением из этой тенденции и появление такого термина в российском деловом лексиконе как «аутсорсинг».

Термин «аутсорсинг» (от англ. outsourcing» — outer source using) появился в американских толковых словарях в начале 80-х годов и с тех пор получил повсеместное распространение как речевой оборот, обозначающий передачу сторонней организации бизнес-процессов, которые ранее являлись внутрифирменными.

Российское бизнес-сообщество начало активно использовать данный вид B2B услуг с середины 90-х годов, что послужило отправной точкой для стремительного развития этой перспективной ниши рынка.

В западной литературе выделяется четыре основных вида аутсорсинга:

—        Аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing — BPO) – передача стандартизированных обеспечивающих и вспомогательных бизнес-процессов организации;

—        IT-аутсорсинг (Informational Technologies Outsourcing — ITO) – делегирование сторонней организации вопросов, связанных с разработкой, внедрением и обслуживанием информационных систем;

—        Производственный аутсорсинг (Manufacturing Outsourcing — MO) – частичная или полная передача сторонней организации производства продукции или ее компонентов;

—        Аутсорсинг управления знаниями (Knowledge Process Outsourcing — KPO) – самый молодой вид аутсорсинга, который только начинает получать распространение в США. Суть его заключается в передаче тех процессов, которые требуют глубоких и специфических знаний.

На сегодняшний день наиболее распространенными видами аутсорсинга в нашей стране являются IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов.

Наиболее интересными мотивами выбора аутсорсинга, с точки зрения анализа, являются «концентрация усилий» и «сокращение расходов». Мотив «концентрация усилий» заключается в том, что, передавая обеспечивающие и вспомогательные процессы на аутсорсинг, у организации высвобождаются дополнительные ресурсы для развития своей ключевой функции, что позволяет быстрее развивать бизнес и улучшать финансовые показатели.

Наиболее популярным мотивом применения аутсорсинга уже долгие годы остается «сокращение расходов». Именно эта предпосылка становится толчком для многих отечественных организаций в привлечении сторонней организации.

С 1 января 2011 года в нашей стране повышаются ставки социальных налогов, которые в сумме будут составлять 34%, независимо упрощенную или общую систему налогообложения применяет предприятие. Как выразился Герман Греф на недавно прошедшей международной конференции «Налогообложение – современный взгляд»: «Нельзя раздеть голого!». И тем не менее решение, принятое премьер-министром отменять, конечно, никто не станет, так как бюджет страны расписан до 2013 года. В этой связи «сокращение расходов» становится еще более актуальной предпосылкой для аутсорсинга. Рассмотрим данное утверждение на простых цифрах.

Участник бизнес-процессаЧистая стоимостьНДФЛ (13%)Социальные налоги (34%)ИтогоИтого
(12 месяцев)
Аутсорсер24 000 р.0 р.0 р.24 000 р.288 000 р.
Сотрудник30 000 р.4 480 р.11 720 р.46 200 р.554 400 р.

Услуги аутсорсеров обходятся в среднем на 20% дешевле заработных плат штата сотрудников, обслуживающих тот или иной бизнес-процесс. При этом налоговая нагрузка на «чистую» (без учета налогов) заработную плату сотрудника будет составлять со следующего года 54 %, в то время как оплата аутсорсера налогами не облагается. Таким образом, экономия при замещении штата сотрудников аутсорсинговой компанией составит порядка 48 %. Замена одного сотрудника  услугами аутсорсера уже является ощутимой, особенно для малого бизнеса, а замещение целых департаментов приведет к высвобождению дополнительных финансовых потоков, нехватка которых довольно сильно ощущается во многих организациях в посткризисный период.

Однако стоит отметить, что сокращение штата сотрудников является, в том числе, вопросом социальной ответственности бизнеса. Мало какие организации в нашей стране задумываются о социальных последствиях сокращений и экономии на сотрудниках, в то время как в развитых странах данный вопрос занимает далеко не последнее значение в стратегическом планировании и деятельности организаций.

В следующей статье будут затронуты такие вопросы, как социальная ответственность бизнеса в отношении сотрудников и последствия пренебрежения данным аспектом.