Экспертное мнение
Аутсорсинг или ошибка старого президента…
В этом мире неизбежны только смерть и налоги…
Современный российский бизнес становится все более чувствительным к мировым тенденциям организации коммерческой деятельности. Не явилось исключением из этой тенденции и появление такого термина в российском деловом лексиконе как «аутсорсинг».
Термин «аутсорсинг» (от англ. outsourcing» — outer source using) появился в американских толковых словарях в начале 80-х годов и с тех пор получил повсеместное распространение как речевой оборот, обозначающий передачу сторонней организации бизнес-процессов, которые ранее являлись внутрифирменными.
Российское бизнес-сообщество начало активно использовать данный вид B2B услуг с середины 90-х годов, что послужило отправной точкой для стремительного развития этой перспективной ниши рынка.
В западной литературе выделяется четыре основных вида аутсорсинга:
— Аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing — BPO) – передача стандартизированных обеспечивающих и вспомогательных бизнес-процессов организации;
— IT-аутсорсинг (Informational Technologies Outsourcing — ITO) – делегирование сторонней организации вопросов, связанных с разработкой, внедрением и обслуживанием информационных систем;
— Производственный аутсорсинг (Manufacturing Outsourcing — MO) – частичная или полная передача сторонней организации производства продукции или ее компонентов;
— Аутсорсинг управления знаниями (Knowledge Process Outsourcing — KPO) – самый молодой вид аутсорсинга, который только начинает получать распространение в США. Суть его заключается в передаче тех процессов, которые требуют глубоких и специфических знаний.
На сегодняшний день наиболее распространенными видами аутсорсинга в нашей стране являются IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов.
Наиболее интересными мотивами выбора аутсорсинга, с точки зрения анализа, являются «концентрация усилий» и «сокращение расходов». Мотив «концентрация усилий» заключается в том, что, передавая обеспечивающие и вспомогательные процессы на аутсорсинг, у организации высвобождаются дополнительные ресурсы для развития своей ключевой функции, что позволяет быстрее развивать бизнес и улучшать финансовые показатели.
Наиболее популярным мотивом применения аутсорсинга уже долгие годы остается «сокращение расходов». Именно эта предпосылка становится толчком для многих отечественных организаций в привлечении сторонней организации.
С 1 января 2011 года в нашей стране повышаются ставки социальных налогов, которые в сумме будут составлять 34%, независимо упрощенную или общую систему налогообложения применяет предприятие. Как выразился Герман Греф на недавно прошедшей международной конференции «Налогообложение – современный взгляд»: «Нельзя раздеть голого!». И тем не менее решение, принятое премьер-министром отменять, конечно, никто не станет, так как бюджет страны расписан до 2013 года. В этой связи «сокращение расходов» становится еще более актуальной предпосылкой для аутсорсинга. Рассмотрим данное утверждение на простых цифрах.
Участник бизнес-процесса | Чистая стоимость | НДФЛ (13%) | Социальные налоги (34%) | Итого | Итого (12 месяцев) |
Аутсорсер | 24 000 р. | 0 р. | 0 р. | 24 000 р. | 288 000 р. |
Сотрудник | 30 000 р. | 4 480 р. | 11 720 р. | 46 200 р. | 554 400 р. |
Услуги аутсорсеров обходятся в среднем на 20% дешевле заработных плат штата сотрудников, обслуживающих тот или иной бизнес-процесс. При этом налоговая нагрузка на «чистую» (без учета налогов) заработную плату сотрудника будет составлять со следующего года 54 %, в то время как оплата аутсорсера налогами не облагается. Таким образом, экономия при замещении штата сотрудников аутсорсинговой компанией составит порядка 48 %. Замена одного сотрудника услугами аутсорсера уже является ощутимой, особенно для малого бизнеса, а замещение целых департаментов приведет к высвобождению дополнительных финансовых потоков, нехватка которых довольно сильно ощущается во многих организациях в посткризисный период.
Однако стоит отметить, что сокращение штата сотрудников является, в том числе, вопросом социальной ответственности бизнеса. Мало какие организации в нашей стране задумываются о социальных последствиях сокращений и экономии на сотрудниках, в то время как в развитых странах данный вопрос занимает далеко не последнее значение в стратегическом планировании и деятельности организаций.